Госзакупки

Работаем по всей России
тендеры, сопровождение
ежедневно с 10:00
до 20:00 мск
0000000000
toskype

Третье отклонение заявки

В соответствии с частью 27 статьи 44 федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в случае отклонения второй части заявки участника закупки в третий раз на одной площадке в течение квартала обеспечение заявки, предоставленное таким участником, подлежит изъятию и перечисляется в федеральный бюджет банком, в котором открыт спецсчет для участия в госзакупках.

Ключевыми условиями являются:

  1. закупки организованы в соответствии с законом 44-ФЗ,
  2. способ закупки: аукцион и/или конкурс,
  3. закупки размещены на одной площадке (ЭТП),
  4. третье отклонение второй части заявки произошло не позднее трех месяцев от первого.

Для наступления указанных последствий необходимо одновременное выполнение всех перечисленных условий.

Т.к. третье отклонение определяется площадкой в автоматическом режиме с помощью программных средств, то сообщение от ЭТП о третьем нарушении поступает участнику сразу после размещения заказчиком протокола рассмотрения вторых частей заявок.

Дальнейшие действия оператора ЭТП, согласно названного закона, состоят в следующем: площадка сообщает банку о том, что денежные средства данного участника подлежат перечислению в бюджет.

Банк, в котором открыт специальный счет участника, получив эти сведения от площадки, через 30 дней от публикации протокола на ЭТП снимает блокировку с обеспечения заявки и перечисляет эту сумму в бюджет РФ.

В каких случаях данное правило не должно применяться? Есть ли законные основания для отказа от его применения и возврата денег, внесенных участником на специальный счет и заблокированных в качестве обеспечение заявки?

Да, такие случаи есть. Они изложены Верховным Судом РФ и применяются при рассмотрении судебных исков по данным спорам, а также используются и в практике ФАС России.

Не каждое решение аукционной (конкурсной) комиссии о несоответствии второй части заявки участника закупки следует считать самостоятельным нарушением. При этом необходимо учитывать характер такого нарушения и обстоятельства его совершения — обладал ли участник закупки возможностью не допустить или устранить имеющиеся недостатки поданной им заявки (Определение Верховного Суда РФ от 29.09.2016 по делу №306-ЭС16-7783).

Т.к. законом не предусмотрена возможность рассмотрения оператором площадки или банком, в котором открыт спецсчет участника закупки, создание каких-либо комиссий или назначение уполномоченных сотрудников этих субъектов по персональному рассмотрению таких нарушений участником закупки с принятием решений о взыскании с последнего либо отказу от взыскания обеспечений в бюджет, то единственным* оперативным способом защиты своих прав является обращение такого участника с жалобой в контрольный орган — ФАС России.

*Судебный способ защиты также возможен, но к оперативным способам, приносящим результат в недалеком обозримом будущем, конечно же отнести его нельзя.

Согласно части 4 статьи 105 закона 44-ФЗ обжаловать эти действия оператора ЭТП в контрольный орган (ФАС России) участник может только до заключения контракта. После его заключения — исключительно в судебном порядке.

В соответствии с правилами, предусмотренными пунктом 3.9 Административного регламента ФАС России (утв. Приказом ФАС от 19.11.2014 №727/14), жалоба на оператора электронной площадки рассматривается Центральным аппаратом ФАС России (г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11).

Срок рассмотрения жалобы: в течение 5 рабочих дней с даты её поступления (ч. 3 ст. 106 закона о контрактной системе).

Копия решения и предписания комиссии ФАС России, принятых по результатам рассмотрения жалобы должны быть направлены заявителю (участнику закупки, подавшему жалобу), оператору ЭТП, действия которого обжаловались, и опубликованы в ЕИС в течение 3-х рабочих дней с даты принятия решения (ч. 8 ст. 106 закона о контрактной системе).

Примеры из практики рассмотрения подобных споров и жалоб.

Организатор закупки отклонил вторую часть аукционной заявки участника из-за отсутствия указания в первой части заявки товарного знака предлагаемых к поставке товаров, декларации о соответствии которых приложены ко второй части заявки.

Оператор площадки уведомил участника аукциона о третьем отклонении второй части заявки.

Участник обжаловал действия аукционной комиссии в УФАС России. Жалоба признана обоснованной, протокол о рассмотрении вторых частей заявок отменен (решение Московского УФАС России от 28.08.2015 по делу №2-57-7351/77-15).

Оператор ЭТП «РТС-тендер» проигнорировал данное решение УФАС и перечислил заказчику удержанное обеспечение заявки участника, в соответствии с порядком, действовавшим до 2019 года.

Эти действия оператора электронной площадки, отмеченные контрольным органом в пункте 6 указанного ниже Постановления ФАС, нарушают нормы закона о контрактной системе, установленные частью 27 статьи 44, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренные частью 3 статьи 7.31.1 КоАП РФ.

Постановлением административной комиссии ФАС России оператор ЭТП «РТС-тендер» привлечен к ответственности.

Постановление ФАС России от 23.12.2015 № АК1037-15


ООО "ЭЛЬТЭР", 141606, Московская обл., г. Клин, ул. Захватаева, д.4 оф.05
ежедневно с 10:00
до 20:00 мск
0000000000
toskype