Обжалование в ФАС России

редакция от 02.08.2023

В соответствии с нормами законодательства функция контрольного органа в сфере госзакупок возложена на федеральную антимонопольную службу (ФАС). В случае нарушений, допущенных при организации и проведении тендеров со стороны организатора, заказчика закупки или оператора площадки (ЭТП), участник имеет право обратиться с жалобой в контрольный орган на эти действия (бездействие) указанных лиц.

Что может являться основанием жалобы в ФАС

Нарушения антимонопольного законодательства

Основными нарушениями в этой части при проведении закупок являются ограничение или устранение конкуренции:

Запрет на нарушение конкуренции при проведении закупок установлен федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и связанными с ним нормами специальных законов о закупках.

Нарушения порядка проведения закупок

Относятся к другим нарушениям, не затрагивающим ограничение конкуренции (по большей части — процедурные вопросы) и распространяются как на организатора, заказчика закупки, так и оператора площадки. Например, такие нарушения как:

Эти нарушения рассматриваются в контексте нарушений норм специальных законов и подзаконных актов:

Нарушения, допущенные оператором ЭТП

Такие нарушения относительно редки, но все же имеют место. Обжалованию в ФАС подлежат неправомерные действия оператора площадки, нарушающие права и интересы участника. Например,

Сроки обжалования

Эти сроки напрямую зависят от предмета жалобы: отказ от аккредитации на ЭТП, нарушение срока зачисления денежных средств на лицевой счет площадкой, положения закупочной документации, отказ или нарушение срока предоставления организатором закупки разъяснений, отклонение заявки от участия в закупке, нарушения при проведении аукциона, признание вторых частей аукционных заявок несоответствующими требованиям аукционной документации и т.д.

В общих чертах, если не вдаваться в подробности, можно сказать так: эти сроки ограничены либо наступлением определенного события (этапа), например, обжаловать положения закупочной документации может любой потенциальный участник до завершения срока подачи заявок (после окончания приема заявок — только тот, кто подавал такую заявку), либо выражаются в определенном количестве дней от конкретной даты, например, «не позднее чем через 10 дней с даты публикации Протокола подведения результатов аукциона» или «в течение 30 дней с момента совершения обжалуемых действий» и т.п.

Подготовка жалобы

Для того, чтобы жалоба была принята к производству и рассмотрена комиссией ФАС, она должна содержать следующее:

1. реквизиты сторон (заявителя и того лица, чьи действия обжалуются),
2. подробные реквизиты закупки:

3. изложение сути жалобы (обжалуемые действия: в чём выражаются, чем подтверждаются и что нарушают),
4. документы, подтверждающие обоснованность ваших претензий,
5. ваши требования,
6. перечень прилагаемых документов,
7. подпись уполномоченного лица (если это не руководитель, а доверенное лицо, то необходимо приложить доверенность).

Рассмотрение жалобы

Порядок подачи жалобы, назначение даты её рассмотрения или возвращения жалобы заявителю, а также процедура рассмотрения такой жалобы комиссией и принятия решения по  результатам этого рассмотрения установлены внутренними регламентами антимонопольной службы:

Не вдаваясь в подробности, выделим основные для участника регламентированные сроки:

  1. возвращение жалобы заявителю, в случае несоответствия такой жалобы установленным требованиям — в течение 2-х рабочих дней с момента её подачи в территориальный орган (или Центральный аппарат) ФАС,
  2. назначение даты рассмотрения жалобы с уведомлением сторон о назначении даты рассмотрения жалобы и публикация этих сведений в единой информационной системе (ЕИС) — в течение 2-х рабочих дней с момента её подачи,
  3. рассмотрение жалобы по существу и принятие решения — в течение 5-ти рабочих дней от даты поступления жалобы в ФАС,
  4. направление сторонам жалобы копии принятого решения и публикация этого решения в единой информационной системе (ЕИС) — в течение 3-х рабочих дней от даты принятия решения,
  5. обжалование решения в судебном порядке — в течение 3-х месяцев от даты его принятия.

На практике, такие сроки (кроме п.5) конечно же не соблюдаются, оставаясь лишь ориентиром, на который равняются, но часто не исполняют сотрудники ФАС. Учитывая массовость нарушений в сфере госзакупок, измеряемых в десятках тысяч за год (2017 год — около 90 тыс. жалоб по 44-ФЗ и 8 тыс. — по 223-ФЗ),  причины таких нарушений установленных сроков часто объективны — контрольный орган завален жалобами на нарушения и даже ненормированный рабочий день сотрудников не всегда помогает уложиться в отведенные законом сроки.

Пример жалобы

жалоба в ФАСДанный пример является лишь одним из возможных вариантов существующего многообразия как по предмету жалобы, так и по форме её составления.

Необходимым является лишь условие соответствия текста жалобы минимальным требованиям законодательства, предъявляемым к таким документам, при соблюдении которых жалоба будет принята и рассмотрена контрольным органом. Эти требования изложены в ч. 8,9,10 ст. 105 федерального закона 44-ФЗ.

В остальном творчество заявителя, подающего жалобу в ФАС, не ограничено.

См. жалобу в ФАС в формате *.pdf