Обжалование в ФАС России
В соответствии с нормами законодательства функция контрольного органа в сфере госзакупок возложена на федеральную антимонопольную службу (ФАС). В случае нарушений, допущенных при организации и проведении тендеров со стороны организатора, заказчика закупки или оператора площадки (ЭТП), участник имеет право обратиться с жалобой в контрольный орган на эти действия (бездействие) указанных лиц.
Что может являться основанием жалобы в ФАС
Нарушения антимонопольного законодательства
Основными нарушениями в этой части при проведении закупок являются ограничение или устранение конкуренции:
- сговор организаторов торгов с потенциальными участниками этих торгов, в результате которого таким участникам создаются преимущественные условия,
- нарушение порядка определения победителя торгов,
- участие в закупке лиц, аффилированных с организатором закупки (работников организатора торгов или их близких родственников),
- незаконное ограничение доступа к участию в торгах,
- ограничение конкуренции путем включения в закупку нескольких лотов (объектов закупки), технологически и функционально не связанных между собой.
Запрет на нарушение конкуренции при проведении закупок установлен федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и связанными с ним нормами специальных законов о закупках.
Нарушения порядка проведения закупок
Относятся к другим нарушениям, не затрагивающим ограничение конкуренции (по большей части — процедурные вопросы) и распространяются как на организатора, заказчика закупки, так и оператора площадки. Например, такие нарушения как:
- извещение о проведении закупки опубликовано с нарушением минимального срока до даты её проведения (сегодня опубликовали извещение о проведении запроса котировок, а через два дня окончание срока подачи заявок, их рассмотрение и оценка),
- организатор закупки отклонил заявку участника, сославшись на отсутствие требуемого документа, обязательность которого законом не установлена (например, документы субподрядчика, подтверждающие его опыт выполнения аналогичных работ),
- ошибки, вызванные программными средствами ЭТП во время проведения торгов (участник аукциона сделал ценовое предложение, которое не принято сервером: в результате участник проиграл в торгах, имея потенциальную возможность стать победителем).
Эти нарушения рассматриваются в контексте нарушений норм специальных законов и подзаконных актов:
- Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,
- Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»,
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе»,
- Постановление Правительства РФ от 01.07.2016 № 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме…»,
- Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг…» и др.
Нарушения, допущенные оператором ЭТП
Такие нарушения относительно редки, но все же имеют место. Обжалованию в ФАС подлежат неправомерные действия оператора площадки, нарушающие права и интересы участника. Например,
- при аккредитации участника на электронной площадке (отказ, нарушение сроков, необоснованные претензии к предоставленным документам участника),
- при проведении электронных торгов (включая технического характера, напр. ценовое предложение подано, но в журнал проведения аукциона оно не попало),
- обеспечение заявок: нарушения сроков зачисления, снятия блокировки и т.д. Как частный случай данного вида нарушений: изъятие обеспечения заявки после третьего отклонения второй части заявки участника.
Сроки обжалования
Эти сроки напрямую зависят от предмета жалобы: отказ от аккредитации на ЭТП, нарушение срока зачисления денежных средств на лицевой счет площадкой, положения закупочной документации, отказ или нарушение срока предоставления организатором закупки разъяснений, отклонение заявки от участия в закупке, нарушения при проведении аукциона, признание вторых частей аукционных заявок несоответствующими требованиям аукционной документации и т.д.
В общих чертах, если не вдаваться в подробности, можно сказать так: эти сроки ограничены либо наступлением определенного события (этапа), например, обжаловать положения закупочной документации может любой потенциальный участник до завершения срока подачи заявок (после окончания приема заявок — только тот, кто подавал такую заявку), либо выражаются в определенном количестве дней от конкретной даты, например, «не позднее чем через 10 дней с даты публикации Протокола подведения результатов аукциона» или «в течение 30 дней с момента совершения обжалуемых действий» и т.п.
Подготовка жалобы
Для того, чтобы жалоба была принята к производству и рассмотрена комиссией ФАС, она должна содержать следующее:
1. реквизиты сторон (заявителя и того лица, чьи действия обжалуются),
2. подробные реквизиты закупки:
- номер и дата извещения (обязательно, остальные параметры закупки — желательно),
- предмет закупки,
- организатор,
- ЭТП (для электронных закупок),
- дата события, от которого отсчитывается предельный срок подачи жалобы (при необходимости), напр. «дата окончания срока подачи заявок — 28.04.2018 г.» или «дата публикации протокола подведения итогов аукциона — 25.04.2018 г.»
3. изложение сути жалобы (обжалуемые действия: в чём выражаются, чем подтверждаются и что нарушают),
4. документы, подтверждающие обоснованность ваших претензий,
5. ваши требования,
6. перечень прилагаемых документов,
7. подпись уполномоченного лица (если это не руководитель, а доверенное лицо, то необходимо приложить доверенность).
Рассмотрение жалобы
Порядок подачи жалобы, назначение даты её рассмотрения или возвращения жалобы заявителю, а также процедура рассмотрения такой жалобы комиссией и принятия решения по результатам этого рассмотрения установлены внутренними регламентами антимонопольной службы:
- Административный регламент, утвержден Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14,
(применяется при рассмотрении нарушений законодательства о закупках), - Административный регламент, утвержден Приказом ФАС России от 25.05.2012 № 340
(применяется при рассмотрении нарушений антимонопольного законодательства).
Не вдаваясь в подробности, выделим основные для участника регламентированные сроки:
- возвращение жалобы заявителю, в случае несоответствия такой жалобы установленным требованиям — в течение 2-х рабочих дней с момента её подачи в территориальный орган (или Центральный аппарат) ФАС,
- назначение даты рассмотрения жалобы с уведомлением сторон о назначении даты рассмотрения жалобы и публикация этих сведений в единой информационной системе (ЕИС) — в течение 2-х рабочих дней с момента её подачи,
- рассмотрение жалобы по существу и принятие решения — в течение 5-ти рабочих дней от даты поступления жалобы в ФАС,
- направление сторонам жалобы копии принятого решения и публикация этого решения в единой информационной системе (ЕИС) — в течение 3-х рабочих дней от даты принятия решения,
- обжалование решения в судебном порядке — в течение 3-х месяцев от даты его принятия.
На практике, такие сроки (кроме п.5) конечно же не соблюдаются, оставаясь лишь ориентиром, на который равняются, но часто не исполняют сотрудники ФАС. Учитывая массовость нарушений в сфере госзакупок, измеряемых в десятках тысяч за год (2017 год — около 90 тыс. жалоб по 44-ФЗ и 8 тыс. — по 223-ФЗ), причины таких нарушений установленных сроков часто объективны — контрольный орган завален жалобами на нарушения и даже ненормированный рабочий день сотрудников не всегда помогает уложиться в отведенные законом сроки.
Пример жалобы
Данный пример является лишь одним из возможных вариантов существующего многообразия как по предмету жалобы, так и по форме её составления.
Необходимым является лишь условие соответствия текста жалобы минимальным требованиям законодательства, предъявляемым к таким документам, при соблюдении которых жалоба будет принята и рассмотрена контрольным органом. Эти требования изложены в ч. 8,9,10 ст. 105 федерального закона 44-ФЗ.
В остальном творчество заявителя, подающего жалобу в ФАС, не ограничено.
См. жалобу в ФАС в формате *.pdf