Судебная защита нарушенных прав
Любые нарушения прав участника закупок, допущенных со стороны заказчика, организатора закупки, оператора электронной площадки или ЕИС, могут быть обжалованы этим участником в судебном порядке.
При этом, часть нарушений обжалуются только в судебном порядке, например, нарушение порядка заключения контракта после его подписания и вступления в силу.
То же касается и пропущенных сроков обжалования нарушений в ФАС России, например пропуск 10-ти дневного срока, отведенного на обжалование протокола подведения итогов аукциона.
Споры данной категории подведомственны Арбитражным судам РФ по месту нахождения ответчика.
Основания исковых требований зависят от предмета спора и категории рассматриваемых дел.
Практика рассмотрения таких споров неоднозначна: по ряду категорий дел существуют разные подходы судов к решению одних и тех же вопросов. Причем мнения могут отличаться до диаметрально противоположных, и не только в разных инстанциях или судебных округах, но и в одном и том же суде первой инстанции.
Впрочем, это не является прерогативой споров о нарушениях при осуществлении госзакупок, а отражает общую ситуацию «плюрализма мнений» в судебном сообществе (а правильнее сказать — «разброд и шатание в головах»).
Сроки для обращения в суд
- Три месяца по делам об оспаривании принятых ненормативных актов и решений (протоколы об отклонении заявки, признании заявки ненадлежащей, решения ЭТП об отказе в аккредитации, решения ФАС России по вашей жалобе и тп), действий или бездействия должностных лиц (ч.4 ст. 198 АПК РФ),
- Один год по делам об оспаривании итогов состоявшихся закупок и/или заключенного по их итогам контракта либо отказе в его заключении (ч.1 ст. 449 ГК РФ).
В первом случае срок исчисляется от даты, когда заявителю стало известно или должно было стать известно о принятии оспариваемого акта, действий, бездействия должностного лица. Во втором — от даты проведения закупки (в госзакупках: дата публикации итогового протокола).